BaikalAug2003

Вот и закончилось моё трёхнедельное отсутствие дома. Маршрут запланированный заранее пройти нам так и не удалось. Слишом маленьой оказалась общая скорость группы из-за новичков. Прошли примерно треть маршрута с двумя восхождениями. Идти приходилось по берегу, по крупной гальке а потом попросту скакать по валунам. Берега были достаточно крутыми и идти по ним было трудновато.

Группа у нас состояла из 10 человек, уезжали двумя партиями сперва четверо и через 2 дня ещё шестеро, так получилось с билетами. Я ехал в первой четвёрке. Договорившись о месте встречи мы отправились в путь. В Улан -Уде мы столкнулись с первой трудностью, что автобус до Усть-Баргузина ходит только в 8 часов утра и идёт туда 7 часов. Усть -Баргузин расположен в 300 км от Улан-Уде и являлся нашей точкой отпраления. Пришлось нам нанимать частника, что бы он довёз нас. В Усть-Баргузин мы приехали часов в 7 вечера. Узнали у местных где вход в парк и где можно зарегистрироваться и заплатить денежку за посещение заповедника. На входе в заповедник оказался пропускной пункт где мы зарегистрировались и узнали кучу всякой полезной информации.

Ближайшим источником воды было лечебное озеро в 5 км от входа в заповедник. К нему мы и поспешили. Вода в озере оказалась цветущей, плавало много всяких мелких водорослей и прочей живности. Пришлось процеживать её через марлю. Утром мы разглядели воду во всей её красе, желание купаться у меня сразу отпало.... В свой второй день мы прошли большую часть перешейка к полуострову, оставалось пройти буквально 7 км, но это мы узнали только через два дня. Погода начала портиться, начались дожди, но воздух оставался тёплым. Две ночи мы провели на перешейке, один день у нас пропал из-за дождя который шёл почти весь день и нам неохота было вылазить из палатки. Байкал оказался холодным озером, долго в нём находиться мы не смогли. Всё купание заключалось в проплытии нескольких метров и быстрого бега к костру погреться. Мыться в такой воде было прикольно, своими дикими криками я наверно распугал других туристов стоящих лагерями вдоль берега. В тот день когда шёл дождь должна была приехать другая часть нашей группы.

Вечером мы ходили на дорогу и смотрели все машины но так их и не увидели. На следующий день после дождика небо немного прояснилось и мы продолжили свой путь. В условленном месте мы встретили нашу группу. Встреча была радостной. И на радости мы все вместе пошли дальше по заранее намеченному маршруту. Шли по тропе которая проходила вдоль берега. Эта тропа вывела нас к рыбацкой стоянке, которая состояла из навеса и коптильни и ещё там мы встретили собаку. На этом месте мы и разбили лагерь. Поутру решили сделать вылазку в горы. Решив что это не займё слишком много времени мы собрали рюкзаки и упаковали палатки, и всё своё добро спрятали в лесу. И дружной толпой ринулись покорять вершины. Одна девушка пройдя немного решила не ходить и вернулась к рюкзакам. А мы всей толпой полезли в горы, в итоге на вершину которую планировали залезть мы так и не попали. Заблудившись в лесу забрались на другую гору поменьше и с неё увидели что мы промазали. Блуждание по лесу отняло у нас много времени и поэтому восхождение мы решили отложить. В итоге лагерь мы поставили на прежнем месте, идти дальше никому не хотелось. Следующий день был походным на все 120%, шли сперва по лесной тропинке потом тропинка вывела нас на галечный берег и идти пришлось по камням. Это было жутко, непривыкшие ноги всё время срывались с камней.

По пути нам встретилось ещё несколько рыбацких стоянок, на некоторых из них были вполне приличные домики с печкой и нарами. Людей там нигде не было, может из-за того что на Байкале начинался шторм. Место для стоянки нашли с трудом, берега большей частью представляли собой обрывы а склоны гор были крутыми без единой ровной площадки. Место для лагеря нашлось на мысу, где было пологое место поросшие лесом. Второй проблемой стало найти в этом лесу достаточно ровное место для палатки, спать на всяких бугорках очень не приятно.

На следующий день мы снова двинули по берегу. Берег в этом месте был усыпан большими валунами, через которые приходилось перелазить или искать обход. Когда идти по такой местности надоело была предпринята попытка залезть на верх и пойти по тропе. Подъём с рюкзаком по крутому склону был сложный. Идти по тропе оказалось то же не простым делом, земля под ногами всё время осыпалась, камни срывались вниз.

Шли от дерева к дереву. Самым пожалуй опасным был момент когда тропа проходила по крутому склону без деревьев и над обрывом. Зацепиться на таком склоне было не за что, кроме травы и камней которые вырывались из земли. Мне с палаткой в руках приходилось проявлять чудеса ловкости и акробатизма. Такой переход забудется ещё не скоро… Дальше берег представлял всё то же нагромождение камней. Найти очередное место для лагеря стало проблемой. Склоны были крутыми без намёка на ровные полянки. На небольшом мысике оказалась полянка. Пришлось повозиться что бы расчистить полянку от сгоревших деревьев и камней, но всё равно спать пришлось на всяких кочках. Палатки стояли в притык друг к другу. Сходя в разведку в перёд я увидел что дальше мест для лагеря вообще нет, одни камни. Прошли за этот день очень мало, порядка 7 км. На следующий день мы с Лёней решили, что с такими темпами маршрут мы не пройдём. Поэтому была предпринята попытка дойти до мыса на оконечности полуострова на легке. И наша отважная четвёрка покидав в пустой рюкзак оптику, еды двинулась в путь. До мыса «Нижнее Изголовье» мы добежали часа за 3, с рюкзаками дошли бы за 5-6. А всей группой шли бы больше дня. Судя по карте на мысу должна была располагаться метеостанция, но наши ожидания были напрасны. От метеостанции осталась одна вышка и всякое барахло.

В небольшой бухте за мысом встретили людей а точнее парусную яхту с командой. Во время шторма их выбросило на мель и пробило корпус. Народ оказался из Улан-Уде. Нам они то же удивились, ещё больше удивились когда узнали что мы пешком пришли. Пообщавшись с яхтсменами двинулись в обратный путь. В лагерь решили пойти не по берегу а по горам. Мы почти взобрались на вершину 936. Но потом Лёня сказал что мы медленно ползаем по горам убежал вперёд, а мы не спеша спустились обратно к берегу. Спуск был крутым, уклон градусов 50-60. Спускаться приходилось на попе от дерева к дереву. На берегу мы перевели дух, пополоскали кеды и быстрыми темпами пошли в лагерь. В лагерь пришли почти сразу после Лёни. И была ещё одна ночь на неудобных кочках и камнями под боком…. На следующий день погода выдалась не дождливая и мы пошли в обратный путь. Подойдя к участку где надо было ползти над обрывом не все захотели повторить прошлый подвиг.

Решили обойти этот участок по воде. И вот нас трое смелых, закатав штаны(я их вообще снял) закинув рюкзаки на голову вошли в воду. Я шёл первый. Протяжённость участка который предстояло пройти составляла около 150-200 метров. Вода была холодная, волны бились о камни. Когда воды стало мне по грудь и дальше было ещё глубже, было решено плюнуть на эту затею и идти по верху. Но прежде чем двинуться дальше в маршрут нам пришлось переодеться. Второе прохождение по опасному участку прошло без происшествий, хотя и заняло больше времени. Потом ещё долго переводили дух на безопасном участке. Шли обратно гораздо быстрее. Когда достигли нашей прошлой стоянки у нас оставалось порядка 2 часов ходового времени. Но большинством голосов решили остановиться на старой стоянке. А раз времени было много то решили сделать «буратино». Я с Ёвгеном нашли подходящее дерево и стали его валить. На помощь пришёл Лёня. Во время изготовления «буратина» Лёня сильно поранил руку топором, пришлось накладывать швы в полевых условиях. Вечером ближе к ночи пошёл дождь и не прекращался до вечера следующего дня. В дождливый день мы остались стоять, так как снимать и складывать мокрые палатки под дождём ужасное дело. Целый день валялись в палатках, играли в преферанс. Вечером, когда дождь закончился, народ стал выползать к костру посушиться. Сушили вещи вывешенные посушиться в прошлый вечер. Целью нашего следующего дня была намечена стоянка №10. Шли достаточно бодро и быстро. Погода была почти солнечная, что придавало нам оптимизма и надежду на улучшение погоды. На одной из рыбацких стоянок мы заглянули в коптильню и обнаружили там пару забытых рыбок. Это и стало нашим обедом.

До десятой стоянки мы так в тот день и не дошли, перед Глинкой наткнулись на оборудованную стоянку, где и остались. На утро мы были разбужены шумом машины и какой-то вознёй, эта рыбаки приехали на машине и спускали лодку на воду. Нам в то утро они дали двух омулей за охрану лодки, которую они оставили на берегу. Из рыбы мы сварили уху на макаронах без картошки. Погода стояла ясная и Лёня предложил сходить на 1877. Идти в гору отважилось 6 человек(Я, Ёвген, Лёня, Слава, Настя и Валя). Подъём оказался крутым, уклон шёл под 40-50 градусов. Приходилось часто отдыхать и много пить. Вода катастрофически кончалась, а намёков на то что впереди будут источники не было. На смотровой площадке(примерно половина пути на гору) Слава решил вернуться в лагерь. А нам ещё предстоял долгий подъём на вершину. Идти приходилось какими-то тайными тропами или просто напрямик. Взобравшись на хребет мы не обнаружили остроконечных вершин, перед нами расстилалось почти ровное плато с небольшими холмами на нём. Один из этих холмов и являлся нашей целью. На плато дул сильный ветер и нам взмокшим на подъёме пришлось одеться в заранее взятые ветровки и прочую одежду. Подъём на плато занял у нас чуть меньше семи часов. До наступления темноты оставалось около 4 часов. Исследовать местность времени не было, поэтому перекусив шоколадом и сухой лапшёй пошли обратно. На спуске немного заблудились в кедровом стланике, но всё обошлось и мы нормально вышли на смотровую площадку. Спускаться по крутому склону было опасно, ноги буквально сами бежали и надо было только успевать их переставлять, что не всегда получалось. В лагерь вернулись уже затемно. Пришли мы голодные и измученные. А в лагере нас ждала жаренная рыба и уха с макаронами, а так же вкусные баранки и чёкопай. Оказывается пока мы лазали в гору приезжали рыбаки и пообщались с оставшимся народом(порядком надоев нашим), но зато они научили жарить рыбу и потрошить её. И оставили довольно солидный запас рыбы. А Марат сгонял в магазин где купил макарон, баранок, чёкопай и кетчуп. В тот день я первый раз наелся до отвалу J. Все были довольны и счастливы.

Утром рыбаки снова приехали и поплыли проверять сети. Нам опять перепало рыбы. Погода стояла солнечная, в палатке становилось душно. Куда то идти после вчерашнего восхождения совсем не хотелось. Так что мы просто валялись на пляжу и сушили всё что можно.

Кстати в тот день когда мы уходили в гору я вывесил спальник и прочие вещи посушиться, а вечером выпала обильная роса. Вещи разумеется никто не снимал. И когда я пришёл то обнаружил наши спальники и вещи мокрыми. Спать на влажном спальнике и укрываясь таким же было не приятно.

После обеда мы пошли готовить баню, предоставленную нам рыбаками. Сходить в баню после двух недель похода было здорово. Смылось куча грязи. Мы втроём мылись и парились два часа, раз пять бегали в Байкал окунаться. Когда шли в лагерь нас уже пошли искать. Как приятно было одеть чистую одежду.

В этот день немцы из соседнего лагеря то же ходили на вершину. Но при спуске у них один товарищ свернул не на ту тропу и заблудился. Искали они его долго. Пришли в лагерь поздно и все уставшие, сил у них не было да же на приветствие.

На следующий день пошли дальше по полуострову, в направлении деревни Монахово. Дойти до горячего источника мы уже не успевали, решили так просто пройтись в том направлении. Идти по дороге было несомненно приятно нежели по каменистому пляжу. Лёня поставил цель дойти до озёр и покупаться в может быть тёплой воде. Лагерь решили ставить у горы Коврижка. Протопав километров 10, вышли на красивую поляну где стоял старый домик. Чуть дальше в лесу обнаружили ещё один домик, который оказался жилым. В нём были нары, стол и печка. Всё было сделано аккуратно и в доме было чисто. Хотя перед домом был мусор. Походив в округе мы обнаружили ещё три домика, но они были хуже того что мы уже посмотрели.

Подходы к озёрам оказались заболоченны, и Лёнины надежды искупаться потопли в том же болоте. Недалеко от нашего домика было небольшое озерцо, но и в нём покупаться оказалось не судьба. Дно в этом озере было непонятное, проверка на глубину палкой показала что у берега глубина около двух метров. Ещё долго решали ночевать в домике или ставить палатки. Всё таки решили в домике. Еды оставалось в обрез, а есть хотелось всё больше. Поэтому я решил немного порыбачить. Взяв сухари и снасти пошёл к озеру. Рыба в озере оказалась чуть крупнее шпрот, но её было много. Вот только с наживкой вышло не очень. Сухари которые я пытался размочить, размыкали совсем в кашу и не хотели держаться на крючке.

Спать мне пришлось на полу, так как пока я рыбачил все хорошие места были разобраны.

На утреннем клёве рыба ловилась, но сухари по прежнему размыкали в кашу. Помучавшись немного я отобрал рыбок побольше и вернулся в лагерь. Весь улов (5 рыб) был пожарен. Жареные шпроты это прикольно. И ещё за завтраком у нас кончились последние сухари. Заварки оставалось на один раз, макарон на 2 раза, а вот сгущёнки было предостаточно и мы могли себе позволить есть её по 2 банки в день. Правда есть её было нес чем. В этот день мы никуда не пошли, хотя почти собирались. Валялись целый день в доме и на улице. Предавались праздному безделью, отпуск всё таки и хотелось немного отдохнуть. А что бы не очень хотелось есть большую часть дня проспали. Ближе к вечеру, когда жара начала спадать, народ стал просыпаться и смотреть голодными глазами. И чтоб ничего не случилось Лёня раздал последние конфеты. И целых пять минут из домика и прилегающих кустов слышалось мерное рассасывание последних конфет. Есть захотелось ещё сильнее. А начинать жить охотой, собирательством и рыбалкой не хотелось. На такой мелкой рыбе рыбалкой всё равно не прожить, ягод ещё не было, а из дичи была только гигантская саранча не вызывающего особого аппетита. Ещё было придумано мазахистское развлечение разговоры о еде когда её сильно хочется. Слушать рассказы взахлёб слюнями о том что мы будем есть когда приедем домой. В итоге ужин сделали в этот день пораньше, иначе просто не дожили. Поев народ сразу подобрел, все стали друг друга любить. Саранча снова стала просто насекомым а не потенциальной едой. Вечер прошёл тихо и спокойно, если не считать диких криков тех кто проиграл в покер.

Как бы нам не хотелось но настал день когда надо было покидать столь гостеприимный домик. Обратная дорога до 10 стоянки показалась лёгкой и короткой. Стоянка оказалась не занята, хотя рядом стояли какие-то «туристы» с машинами и слушали Пугачёву на полную громкость. Дров запасли много, удалось пособирать не совсем спелой черники. Ходили в туристическую баню, так любезно предоставленную свердловчанами. Они же угостили нас хлебом, что оказалось очень кстати при нашем голодном положении. На ужин была торжественно сварена последняя пачка макарон и вскрыты оставшееся две банки тушёнки. За чаем, который был заварен большей частью из смородины, было роздано предпоследнее печенье. Всю торжественность последней ночи омрачили рыбаки от каторых было сложно избавиться. Погода ночью то же испортилась пошёл дождь. Дождь моросил всё утро, иногда переходя в ливень. На завтрак было 2 банки сгущёнки, булка хлеба, немного печенюшек и арахис. Быстренько перекусив разбежались по палаткам. Дождь шёл не прекращаясь. Оставалось сидеть в палатке и ждать когда за нами приедет машина. Времени для паники оставалось много. Занимать в дождь сидя в палатке особо не чем. Играли в преферанс, кто-то дожёвывал остатки завтрака, кто-то пытался спать. К дождю прибавился ветер и палатки начало гнуть и пытаться снести. У нас в тамбуре начала образовываться лужа в которой плавали кроссовки и рюкзаки. Когда машина приехала ливень был особо сильный и с ветром. Рюкзаки пришлось грузить на крышу. С тем что там всё промокнет пришлось смириться. Палатки сложили кое как, главное было их сложить а разобраться что к чему решили потом.

Мокрые и довольные мы поехали в Улан-Уде. В Усть_Баргузине сделали остановку в закусочной «Горячие позы» где основательно поели всё что там предлагалось. Закупив ещё еды в магазине мы поехали. Ехали очень долго, еда кончилась быстро. Пришлось ещё покупать. Приехали в Улан-Уде в 3 часа ночи. Дождя там не было. Рюкзаки были насквозь мокрые. Вещи из них приходилось буквально отжимать. Покопавшись в своём рюкзаке я нашёл сухую футболку и носки, остальное было либо мокрым, либо не особо сухим. На вокзале сидели рядом с буфетом, так что и там мы поели. Утром отправились гулять по городу. Посетили местную достопримечательность – памятник Ленину. Зашли в геологический музей. Просто пошатались по городу. Закупили в местном супермаркете продукты в поезд.

В поезде ехали весело. Участвовали в конкурсе организованном сплавщиками из Казани. Выиграли бутылку вина и тортик. В поезде ели всё время, ту еду что мы купили в Улан-Уде нам на долго не хватило. Пришлось в три часа ночи(по местному) в Новосибирске закупать ещё еды. На вопрос продавщицы куда нам столько мы с Ёвгеном ответили что нас 10 человек. Из особых изысков хочется отметить что где только могли покупали блинчики.
В Тюмени нас встречала делегация из родственников и друзей, весь перон был забит людьми.
Вот так и закончился наш поход на Байкал

Mike Sosnin, 2003

Наши походные фразы:

Если человека убивает сразу после рождения - родился в белых тапочках(аналогия на родился в рубашке)

"Ходи пешком"- сказал Миша отрывая крылья очередному комару

Нажрусь и помру в полном расцвете сил

Коньяк с чесноком!!!

Что ещё ночью делать - только жить

"Сторожи моё место!" - "Я тебе кто?"

Сосна - лучший друг туриста

Каша с золой - это лучше чем каша с песком

-Мне для тебя ничего не жалко!
-Безжалостный ты наш!!

-Я ещё и тёплый.
-Пока ещё...

Целый день не думать, так и опухнуть можно!!

Уродственник

Майкроссовки

Наши кофейники стали чайниками(про то как любители кофе перешли на чай)

-Рюкзак и потом можешь собрать
-Ага, чтоб меня все ждали.
-Никто тебя ждать не будет!

Завтра пойдём и прогуляемся с рюкзаками

-Теоретически до горы добраться можно...
-Только нахрен?!

Положи мои глаза

Еда бывает иногда но это редкость

-Марат вроде просил сока?
-Нет, он просил ложечку
-Дайте Марату сока, чтоб он не просил ложечку

Руку не вытягивай, оторвёт по шею